АНО «Судпром» приняло участие в отраслевой конференции в Нижнем Новгороде.

С 7 по 10 июня 2022 г. в Нижнем Новгороде прошел международный научно-промышленный форум «Транспорт. Горизонты развития», посвящённый обсуждению самых актуальных задач в сфере водного транспорта, инфраструктуры и логистических центров.

В рамках пленарного заседания форума «Меры государственной поддержки судостроения и судоходства» выступил руководитель АНО «Судпром» Стоянов Дмитрий.

В своем докладе он отметил, что на сегодня одним из важных моментов в судостроении является обострение из-за санкций проблемы зависимости российского коммерческого судостроения от поставок импортного комплектующего оборудования. На строящиеся и планируемые суда прекращены поставки широкой номенклатуры иностранного судового комплектующего оборудования.

Минпромторгом России уже проведена и продолжается масштабная работа с предприятиями судостроения и с ключевыми заказчиками, которая позволила проанализировать масштаб этой зависимости и выявить те комплектующие, которые нам необходимо заместить в первую очередь, создать условия для производства на наших предприятиях.

В целом, для определения уровня критичности по каждому конкретному оборудованию на строящихся судах были опрошены все верфи, выявлены и проанализированы имеющиеся риски и проблемы. На сегодня, ситуация такова, что в связи с нарастающим санкционным давлением производители некоторых стран отказываются от выполнения своих обязательств по обеспечению поставок судового оборудования и выполнению пуско-наладочных и сервисных работ. Особо критично вопрос стоит по уже оплаченным, но не поставленным позициям, то есть, нашим судостроителям не возвращают ни авансы, ни оборудование.

Такими критическими позициями, которые пока не освоила российская промышленность настолько, чтобы конкурировать по качеству, цене и срокам изготовления с импортными аналогами, являются: главные двигатели для крупнотоннажных судов (мощностью более 7000 кВт), дизель-генераторы большой мощности (500-3500 кВт), винто-рулевые колонки (механические от 1200 кВт и электрические от 8500-15000 кВт), рулевые машины и подруливающие устройства, рыбные фабрики, интегрированные мостиковые системы и ряд других видов продукции.

Ситуация на рынке коммерческого судостроения достаточно долго складывалась так, что объем импортных комплектующих в составе некоторых проектов мог составлять до 70%. Однако, Минпромторг уже не первый день занимается импортозамещением, активно эти процессы были запущены с первой волны санкций. Очевидно, что новый пакет санкций повлиял на все отрасли, в том числе и на судостроение. Но, в связи с тем, что активная работа уже велась, удалось нивелировать риски. Можно сказать отрасль оказалась вполне готова к такому сценарию.

В первую очередь сейчас необходимо наращивать темпы развития импортозамещения, отметил докладчик, нужно активней внедрять уже существующий задел путем стимулирования производителей через имеющиеся меры господдержки. Какие-то срочные поставки судового оборудования временно можно организовать из дружественных Российской Федерации стран. А по наиболее критичному судовому оборудованию, планируется реализация дополнительных опытно-конструкторских работ для скорейшего ухода от импортозависимости.

Для этого имеются все ресурсы, такие как уже существующий научно-технический задел, а также ряд действенных финансовых инструментов в помощь судостроителям. Например, это госпрограмма «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» в рамках которой реализуются и прорабатываются дальнейшие меры – все они направлены на развитие потенциала наших предприятий, импортозамещение и локализацию производства комплектующих, развитие технологий выпуска недостающей номенклатуры продукции для строительства судов, в том числе с высокой добавленной стоимостью и серийностью. Я думаю, уточнил докладчик, что, продолжая такой подход, мы снизим все возможные риски, и положительными примерами сможем простимулировать наших производителей активно «импортозамещаться».

«Выступление руководителя АНО «Судпром» Стоянова Дмитрия начинается с 2:01:00«