Российское судостроение 2022
Руководитель АНО «Судпром» выступил с докладом на конференции «Российское судостроение 2022»

20-21 сентября 2022 г. в Санкт-Петербурге прошла IХ Международная конференция «Российское судостроение 2022» — одно из значимых отраслевых мероприятий, где ежегодно обсуждаются самые острые вопросы судостроения.

В рамках пленарного заседания с одним из ключевых докладов выступил директор АНО «Судпром» Дмитрий Стоянов. Тема доклада: «Судостроение: реализация программы импортозамещения в текущих условиях. Новая программа по субсидиям на судовое комплектующее оборудование». В своем докладе он отметил, что на сегодня одним из важных моментов в судостроении является обострение из-за санкций проблемы зависимости российского коммерческого судостроения от поставок импортного комплектующего оборудования. На строящиеся суда прекращены поставки широкой номенклатуры иностранного судового комплектующего оборудования.

После того, отметил докладчик, как иностранные производители отказались поставлять судовое оборудование из-за санкций, Минпромторгом России был проведен анализ проблемных вопросов, возникших у наших судостроителей по строящимся судам, выявлены наиболее критические позиции судового оборудования, среди которых главные двигатели большой мощности, электрические винто-рулевые колонки, оборудование для работы с СПГ, а также радионавигационное оборудование. По общесудовому оборудованию, такому как палубное и грузоподъемное оборудование, дельные вещи, климатическое оборудование и интерьеры, электроэнергетические системы у отрасли проблем возникнуть не должно, т.к. эти виды продукции уже давно освоены российскими компаниями и производятся на хорошем конкурентном уровне.

По дальнейшим шагам, определены первоочередные (краткосрочные) меры, среди которых основной упор делается на подбор и поставку уже имеющихся на рынке аналогов оборудования отечественного производства, а по оставшемуся оборудованию рассматривается возможность поставки зарубежных аналогов из дружественных стран, либо поставок из стран, поддерживающих санкции в отношении Российской Федерации, посредством механизма «измененной логистики» или «параллельного импорта».

В части реализации долгосрочных мер по уходу от импортозависимости по критическим позициям судового оборудования, в настоящее время ведется работа над проектом постановления Правительства Российской Федерации по предоставлению субсидий российским организациям на выполнение комплексных проектов по разработке, созданию и внедрению в серийное производство судового комплектующего оборудования. В рамках субсидий будут реализованы комплексные проекты по более чем 60 видам судового комплектующего оборудования, которые необходимы для достройки заложенных и строительства перспективных судов. Таким образом, озвученный ряд мер поддержки отрасли в ближайшее время даст положительный эффект в части развития импортозамещения ключевого судового оборудования и позволит достроить заложенные суда и приступить к строительству перспективных судов и объектов морской техники.