В связи с нарастающим санкционным давлением в адрес российских промышленных предприятий и страны в целом, стимулирование деятельности в сфере производства просто необходимо. Одним из направлений поддержки отечественных производственных предприятий является постановление Правительства РФ от 1 апреля 2022 г. № 553 «О некоторых вопросах подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (ПП553) принятое в начале апреля, в котором представлены поправки в порядок отнесения продукции к отечественной. Документ достаточно объемный. Попробуем разобраться, какие нововведения он содержит.
В принятом ПП553 можно выделить три основных тезиса:
- Все выданные ранее заключения о происхождении производственной продукции до принятия ПП553 будут действительны до 1 апреля 2023 года.
- Заключение на продукцию о ее отечественном происхождении будет выдаваться на 3 года, а не на один год, как было ранее.
- Для получения подтверждения происхождения продукции будет использован только электронный документооборот.
Кроме того, очень важным является то, что в ПП553 определено до конца 2022 года для продукции, перечисленной в постановлении Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации» (ПП719), кроме представленной в приложениях II, XII и частично IV (определенная светодиодная продукция) установлены следующие облегченные требования:
а) Для продукции, у которой подтверждение происхождения по ПП719 устанавливается, как сумма балов за определенные операции технологического процесса, все виды государственной поддержки, а так же условия для участия в конкурсных мероприятиях, проводимых государственными и муниципальными организациями, осуществляются по нижнему уровню балльности.
б) Для продукции, у которой условием происхождения является процентное соотношение от максимального количества баллов (без учета баллов за НИР и ОКР), разрешается применять условия для подтверждения её происхождения без учета временного периода по ПП719.
в) Для продукции, у которой по ПП719 определено поэтапное увеличение набранных баллов за определенные технологические операции или других условий, подтверждение её происхождения, может применяться без учета требований, установленных на период 2022 — 2023 годы.
Перечисленное выше позволит предприятиям снизить организационную нагрузку и сосредоточиться на производственных процессах.
Постановлением так же определено при выполнении расчета адвалорной доли или определения процентного содержания импортных материалов или комплектующих в изготавливаемой продукции в рублях по курсу ЦБ на 1 февраля 2022 года.
Необходимо обратить внимание, что рассматриваемое Постановление вносит значительные изменения в установлении требований к продукции, представленной в ПП719 (раздел I «Продукция станкоинструментальной промышленности» и раздел II «Продукция автомобилестроения». Разделы VI «Продукция тяжелого машиностроения» и XXIII «Продукция отрасли металлургии и материалов» дополнены несколькими видами продукции, ранее не включенную в указанные разделы.
В ПП553 опубликованы правила выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории РФ. В них изложены:
— требования к содержанию информации, которую необходимо указать в заявке на подтверждение производства продукции;
— аналогичные требования к заявке на внесение изменений в выданное заключение при изменении заданных условий уровня локализации производства по ПП719;
— причины отказа на выдачу положительного заключения;
— причины, по которым заявку отправят на доработку;
— условие о ежегодном подтверждении необходимых требований по ПП719 к продукции, на которую ранее было получено заключение;
— причины для выездной проверки на производства, где была выпущена продукция, включенная ранее в Реестр;
— обязательство о ежегодном предоставлении до 01 апреля сведений о количестве произведённой и отгруженной продукции, на которую было получено заключение о происхождении.
Очевидно, что предоставление определенных послаблений для промышленных производственных организаций, в том числе установленных в ПП553, являются необходимыми в современных непростых экономических условиях. Тем не менее, порядок оформления документов и процедура однозначного подтверждения происхождения продукции по ПП719 и Соглашению 2009 года остались практически неизменными. Последнее предоставляет ряд возможностей таких как:
— участие в конкурсах, проводимых государственными и муниципальными организациями;
— получение льготных кредитов или субсидий;
— получение грантов на развитие производства и др. Для экономии времени и средств необходимо доверится профессионалам –компаниям, которые специализируется на вопросах локализации производства под требования ПП719 и подготовки документов на обоснование происхождения производимой продукции.