Всероссийский морской конгресс фото
В Москве прошел всероссийский морской конгресс

3-4 октября 2022 г. в Москве прошло крупнейшее международное событие года – Всероссийский морской конгресс «Развитие морской индустрии в новых макроэкономических условиях».

Делегатами конгресса стали более 1200 специалистов судостроительных предприятий, представителей конструкторских бюро и производителей судового комплектующего оборудования. Модератором рабочей сессии «Импортозамещение в судостроении. Пути решения в существующих реалиях» выступил директор АНО «Судпром» Дмитрий Стоянов.

Основными темами обсуждений на рабочей сессии стали: актуальные проблемы в проектировании судов в условиях дефицита судового оборудования; потенциал выхода на рынок новых производителей судового оборудования; новый комплекс мер господдержки по стимулированию отечественных компаний к производству и внедрению российского судового оборудования.

В рамках рабочей сессии Стоянов Дмитрий также выступил с докладом на тему «Реализация программы импортозамещения в судостроении в существующих условиях».

В своем выступлении докладчик отметил, что в настоящее время на судостроительных предприятиях Российской Федерации в стадии строительства находятся около 300 судов и объектов морской техники. При этом потребности судовладельцев, отслеживаемые и фиксируемые Минпромторгом России значительные – более 1000 единиц до 2035 года.

В основном это связано с факторами внешнего характера. Санкции ограничили поставку на территорию Российской Федерации импортных технологий, сырья, материалов, оборудования и услуг, в том числе инжиниринговых, что несет серьезную угрозу для осуществления нормальной хозяйственной деятельности предприятий судостроительной отрасли. Это уже выразилось в прекращении поставок широкой номенклатуры иностранного судового комплектующего оборудования на строящиеся и планируемые к постройке заказы. Основным направлением импортозамещения является развитие нормативного правового регулирования отраслевых мер государственной поддержки и требований к уровню локализации производимой продукции.

Стоянов Д.О. представил комплекс мер нормативного правового регулирования, направленный на развитие импортозамещения в части стимулирования внутреннего спроса на судовое комплектующее оборудование, который включает в себя акты:

1.      Определяющие финансовые меры поддержки: компенсация лизинговых платежей и процентов по кредитам на приобретение гражданских судов (постановление от 22 мая 2008 г. № 383), утилизационный грант (постановление от 27 апреля 2017 г. № 502), компенсация затрат на строительство крупнотоннажных судов (постановление от 4 декабря 2019 г. № 1584) и другие.

2.      Определяющие нефинансовые стимулирующие меры, направленные на стимулирование развития импортозамещения и локализации продукции судостроения: запрет на закупку иностранных товаров (постановление от 30 апреля 2020 г. № 616), типовые условия контрактов на строительство судов (приказ МПТ от 21 января 2021 г. № 103), план мероприятий по импортозамещению (приказ МПТ от 2 августа 2021 г. № 2916).

3.      Определяющие нефинансовые регламентирующие меры, направленные на регулирования процесса и установление требований: механизм, предоставляющий Правительству Российской Федерации право определять отдельные виды деятельности, осуществление которых возможно с использованием судов, соответствующих требованиям постановления от 17 июля 2015 г. № 719 (Федеральный закон от 26 мая 2021 г. № 142-ФЗ), требования к промышленной продукции (постановление от 17 июля 2015 г. № 719), требования к строительству судов-краболовов (постановление от 28 августа 2019 г. № 1112), требования к строительству рыбопромысловых судов (постановление от 29 августа 2001 г. № 633).

Федеральный закон № 142-ФЗ и постановление № 719 направлены на обеспечение экономической и технологической безопасности Российской Федерации в части снижения уровня иностранного судового комплектующего оборудования при строительстве судов и объектов морской техники.

Результатами работы на сегодняшний день являются заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, которых уже выдано примерно на 3000 позиций судового оборудования, а также 213 судов строятся в соответствии с требованиями постановления № 719 (на 116 из них выданы заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации).

Однако, в настоящее время отечественное судостроение требует новых решений в части выработки дополнительных мер, призванных нивелировать реальные риски снижения производственных возможностей предприятий судостроительной промышленности.

Так, например, существует необходимость по особо критичным иностранным проектам судов, оперативно разработать типовые отечественные проекты судов с использованием максимального уровня компетенций отечественных предприятий, учитывая уникальность и высокую технологичность таких судов.

В этой связи прорабатывается вопрос об установлении ставки налога на добавленную стоимость в размере 0 процентов на реализацию работ по обслуживанию и ремонту гражданских судов, в части разработки формы СПИК с судоремонтными организациями с обязательством по инвестированию в развитие и модернизацию собственных производственных мощностей по аналогии со СПИК 1.0. Таким образом, в части поддержки отечественного судостроения еще будут реализованы необходимые меры в оперативном порядке.